Евгений Евстигнеев. Биография, полная фильмография, роли в театре и кино.

Механик Салерно

Радиоспектакль, Гостелерадиофонд, 1976 год

детский, приключения

В трюме итальянского парохода, плывущего в Америку, начинается пожар из-за того, что на борт был взят опасный легковоспламеняющийся груз. Это вина механика Салерно, который согласился за вознаграждение перевезти бочки с бертолетовой солью. Ситуация критическая, может начаться паника, есть угроза взрыва парохода и гибели команды и пассажиров...

Автор: Борис Житков
Автор инсценировки: Владимир Глоцер
Режиссёр: Борис Тираспольский
Редактор передачи: В. Вартанова
Издательство: Гостелерадиофонд
Продолжительность звучания: 00:42
Год: 1976

В ролях:

Капитан - Михаил Ульянов
Салерно - Евгений Евстигнеев
Гропани - Всеволод Абдулов
Матео - Вячеслав Степанов
Пассажир - Сергей Цейц
Кочегар - Яков Беленький
Дама - Екатерина Райкина
Испанец - Валентин Гафт
1-й матрос - Владимир Салтыковский
2-й матрос - Юрий Козулин
1-й штурман - Александр Белоусов
Молодой матрос - Александр Белоусов

В эпизодах:

Игорь Власов
Юрий Дубов
Михаил Колкунов
Ольга Великанова
Екатерина Зыкова
артисты московских театров

Прослушать радиоспектакль «Механик Солерно»:

Если бы Бориса Житкова спросили, о чем в своей жизни он размышлял наедине с собой больше всего, он бы наверняка ответил: о храбрости!
«Я о ней много думал, — признавался он. — Особенно в детстве. Хорошо быть храбрым: все уважают, а другие и боятся. А главное, думал я, никогда нет этого паскудного трепета в душе, когда ноги сами тянут бежать... И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается... Я знал, что по-французски «трус» и «подлец» — одно слово — «ляш». И верно, думал я: трусость приводит к подлости».
Как истинный писатель, Житков продолжает думать о храбрости и в своих рассказах. Действие в них обычно происходит на море, и море готовит героям Житкова всегда суровые испытания. Но то испытание, которое выпало на долю капитана из рассказа «Механик Салерно», может быть, из самых сложных и страшных.
Во-первых, беда обнаружилась не у берега, не в конце пути, а в середине океана, когда до порта оставалось еще семь дней ходу. А во-вторых, на борту, помимо сорока восьми человек команды, находилось более двухсот пассажиров, от которых надо было во что бы то ни стало скрыть беду. Капитан рассчитал, что если дать кораблю полный ход, машины хватит на три дня. Но как знать, как быть уверенным, что она выдержит? «Не за сутки, а за один час, за минуту все может погибнуть».
На протяжении всего рассказа Житков не назовет капитана по имени. Имя как бы неважно. Он капитан — и этим сказано все. Но зато от взгляда автора не ускользнет ни один жест, ни одно душевное движение, характеризующее этого человека. Потому что главное, как проявляется храбрость. Конечно, о пожаре в трюме известно не одному капитану. Знает команда. Начинает догадываться кое-кто из пассажиров. Наконец в какую-то минуту о беде узнают все. И для Житкова самое существенное — это рассказать, как ведут себя люди в час смертельной опасности. Кто поддался страху. Кто струсил и совершил подлость.
(Помните: «трусость приводит к подлости»).
Житков — превосходный рассказчик, именно рассказчик. Однако драматургичность сюжета, острота характеров и живость диалогов позволили перевести рассказ «Механик Салерно» в иной жанр - в пьесу для звучащего театра.

Писателем Борис Житков (1882—1938) стал поздно. Ему шел уже сорок второй год, когда его первый рассказ появился в печати. К этому времени (а это был 1924 год) Житков многое успел и многое повидал в жизни. Он был самый младший в семье, и единственный мальчик. И надо сказать, что морю в его жизни принадлежала особая роль. Три дядьки его, по отцовской линии, закончили военную карьеру адмиралами. И почти все детство Бориса прошло у моря. Ему не было и восьми лет, когда семья перебралась в Одессу. Целыми днями Борис пропадал в гавани, свел дружбу с бывалыми моряками и готов был без конца слушать их рассказы. Когда ему исполнилось одиннадцать, знакомый моряк заказал в Керчи, а потом подарил Житковым парусную шлюпку. Ух, как обрадовался Борис! Управлял он лодкой виртуозно, легко и свободно носился на ней между судов, катеров и барж... Когда Борису было тринадцать, старый знакомый Житковых, капитан грузового судна «Новосильский», взял его в плаванье на Кавказ. Это было незабываемое путешествие... И так каждый год - море, яхты, компания портовых друзей. В студенческие годы он стал уже штурманом дальнего плавания. В каникулы нанимался на дубки (небольшие парусные суда) и ходил на Дуная, в Болгарию, в Грецию, в Трапезунд, по Анатолийскому побережью, даже в Марсель. Чего только не случалось во время этих путешествий, каких только встреч не было. И мало кто знал, что иногда Борис берет на себя очень ответственные и опасные поручения, доставляя из-за границы, из Варны и Констанцы, нелегальную литературу и оружие для революционеров. Накануне 1905 года Житков вступил в запрещенный царским правительством профессиональный союз моряков. А когда в Одессе восстал броненосец «Потемкин» и в порту шли бои, он, конечно, участвовал в боях бок о бок с матросами, рабочими, студентами. В 1912 году Борис Житков отправляется в кругосветное плаванье на океанском пароходе. Впереди три океана — Атлантический, Индийский, Тихий. Это учебное плаванье, и он проходил все виды морской службы — от юнги до помощника капитана. В рассказах «Про слона», «Мангуста», «Тихон Матвеевич», «Урок географии» и других можно найти немало подробностей, почерпнутых в этом кругосветном путешествии.
В дальнейшем, по окончании кораблестроительного факультета, на котором он учился, Житков вместе со своим другом и тезкой, знаменитым полярным капитаном Ерохиным, ходил во льды, в Ледовитый океан. В эти годы он служит в Архангельске инспектором «Русского ллойда», осматривает суда перед выходом в море.
Море... В жизни Бориса Житкова оно заняло огромное место. Он знал людей моря и любил их. И это знание и эта любовь чувствуются в его морских историях. Одна из лучших историй, «Механик Салерно», теперь инсценирована.
Сергей Пластинин. Из аннотации к диску, выпущенному Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия» (звукорежиссер Л. Белова, редактор Е. Лозинская)







Самые популярные статьи на сайте Evg-Evstigneev.ru:

Биография
Фильмография
Бег (1970)
Поединок (1957)
Гиперболоид инженера Гарина (1965)
Театральные работы
Радиоспектакли